Полезная информация
Дата публикации: 05.03.2018

Как обжаловать результаты закупок по 44-ФЗ?

Любой участник торгов по 44-ФЗ может обжаловать результаты закупки как в судебном порядке, так и обратившись в контролирующие органы, в том числе ФАС. Как грамотно составить жалобу, как ее подать, и на что в целом нужно обращать внимание?

Поводы, по которым можно подать жалобу, могут быть разные. Например, нечеткие  формулировки в закупочной документации, неясности в  самом проекте контракта или  необоснованное отклонение заявки участника и др.

Куда подавать жалобу

Если речь идет об обжаловании действий заказчика в части документации или рассмотрения, то жалоба подается в территориальные органы ФАС. Если дело касается оператора электронной площадки, то жалуются в центральный орган ФАС. Также действия заказчика, в зависимости от его статуса, можно обжаловать в контрольных органах субъекта исполнительной власти, местного самоуправления.

Виды жалоб

В рамках госзакупок существует два вида жалоб: обжалование закупочной документации и обжалование результатов, т.е. протокола подведения итогов.

Обжалование документации возможно только до окончания срока подачи заявок. Если жалоба подается после того, как сроки подачи заявок вышли, то она уже считается  недействительной. Обжаловать результаты закупки можно в любой момент определения поставщика, но не позднее чем за 10 дней после того, как опубликован протокол подведения итогов торгов. Часто поставщики жалуются, например, на то, что их не допустили по итогам рассмотрения первой части заявки.

Что должно содержаться в жалобе

Требования к сведениям, которые должны содержаться в жалобе,  установлены частью 8  статьи 105 44-ФЗ.  Это  информация о лице, на которое подается жалоба: его место нахождения, почтовый адрес и телефон, информация о заявителе: наименование юрлица, местонахождение, почтовый адрес, электронная почта, телефон/факс.  И, конечно, нужно указать, какие именно действия либо бездействия заказчика обжалуются. Кроме того, в жалобе фиксируется номер закупки и результат, на который рассчитывает заявитель.

К жалобе должны прикладываться документы, подтверждающие ее обоснованность. Иначе ее могут не принять

Как отправить жалобу

Жалобу можно отправить по почте, но при этом нужно учитывать сроки доставки письма. Поэтому лучше сделать это заблаговременно, иначе ее не примут из-за того, что истек срок. Также можно сделать курьерскую доставку жалобы или направить ее по электронной почте. Однако в этом случае документ необходимо будет подписать ЭЦП.

В каких случаях жалоба возвращается

  • Если она не соответствует требованиям, установленным 44 -ФЗ.
  • Если она не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами (решение о назначении гендиректора или доверенность на подписанта).

Участник может отозвать свою жалобу в срок до момента начала ее рассмотрения. При этом он больше не может подавать жалобу по тем доводам, которые у него были. В течение двух рабочих дней с даты отзыва жалобы контрольный орган направляет всем заинтересованным лицам информацию об этом.

Кроме того,  даже если жалоба отозвана, контрольный орган может провести внеплановую проверку по тем доводам, которые были в ней указаны. Если факты нарушения закупочных процедур будут подтверждены,  то в отношении заказчика будут приняты меры.

Рассмотрение жалобы

После подачи жалобы и принятия ее к рассмотрению контрольный орган в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы размещает в ЕИС (Единой информационной системе) соответствующую информацию. Участнику закупки, подавшему жалобу, заказчику и всем заинтересованным лицам  направляется уведомление, в котором содержится суть жалобы, место и время ее рассмотрения.

После того, как жалоба рассмотрена, решение по ней публикуется в ЕИС в течение трех рабочих дней. Если жалобу признали обоснованной, то вместе  с решением публикуется соответствующее  предписание, в котором указано что конкретно нужно сделать или исправить заказчику. Если заявитель не согласен с решением контролирующего органа, то он может обжаловать его в арбитражном суде.

Необходимо отметить, что после заключения договора обжалование действий или бездействий заказчика по определению поставщика  возможно только в судебном порядке.